Подвижные игры,

способствующие физическому и эмоциональному раскрепощению

«КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ» (АВТОР Н. Ю. ХРЯЩЕВА)

Упражнение для группы детей. Лучше, если вначале число участни­ков будет небольшим – 5 – 6 человек. Впоследствии, когда дети осво­ят принцип игры и будут легко справляться с ней, их количество мож­но увеличить.
Все участники становятся в круг. На счет «раз» каждый из участни­ков начинает делать какое-либо движение. При этом все остаются на своих местах. На счет «два» надо прекратить выполнять свое движе­ние. По следующему сигналу ведущего каждый участник должен начать выполнять движение, которое до этого делал его сосед слева. Упраж­нение повторяется до тех пор, пока движение, пройдя полный круг, не вернется к своему «автору».
Нередко уже при первых переходах участники игры начинают ошибаться. В этом случае ведущий останавливает игру и вместе с деть­ми обсуждает, где и в каком месте возникла ошибка. После этого упражнение возобновляется. Когда движения участников прошли пол­ный круг, дети обсуждают, какие искажения были внесены в их первоначальные движения.

Это упражнение не только способствует физическому раскрепоще­нию участников группы, но и позволяет повысить уровень взаимопони­мания детей в процессе общения.

«РАЗБЕЙ БАШНЮ» (АВТОР Ш. СЭЙКС)

Для этой игры нам понадобятся большие пластмассовые или дере­вянные кубы, цилиндры, конусы и т. п. Ребенок строит из этих деталей башню и сажает или ставит на самом верху небольшую куклу. Эта кукла символизирует объект агрессии – того человека, по отношению к которому ребенок в настоящий момент испытывает негативные чув­ства. Ребенок должен назвать, кого он видит в роли этой куклы. На следующем этапе упражнения ребенок разбивает башню каким-либо мягким (!) предметом (тряпичным мячом или подушкой), сопровождая свои действия словами, выражающими агрессивные чувства. Например: «Я рассержен на сестру Таню за то, что она...» и т. п. Взрослый, отвечая ребенку, отражает содержание и особенности его переживаний. Например: «Да, ты всегда сердишься на сестру, когда она...».

Это упражнение дает ребенку возможность адекватно выразить свои эмоции и снизить интенсивность негативных чувств, которые он испыты­вает. Постройка башни дает ребенку ощущение возможности контролировать травмирующую ситуацию и самому справляться с ее разрешением.

«КУКЛА БОБО»

Агрессив­ные чувства у ребенка с течением времени могут накапливаться, но потом, когда ребенку удается выразить свою агрессию, он сразу ста­новится более спокойным и уравновешенным. Если дать ему возможность выместить агрессию на каком-либо безопасном предмете, часть проблем, связанных с агрессивным поведением школьника, будет решена. Для этой цели можно использовать специальную куклу – «мальчика для битья», которую психологи называют кукла Бобо. Эту куклу вы не найдете ни в одном магазине, поэтому придется изготовить ее дома. Куклу Бобо можно сделать из по­душки или мягкого поролонового валика, пришив руки и ноги и нарисовав или нашив лицо – глаза, нос и рот. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, не боясь причинить ей вреда. Это поможет ему выразить накопившиеся негативные чувства. Безболезненно выра­зив свою агрессию, ребенок становится более спокойным в повседнев­ной жизни, в реальном общении со сверстниками и друзьями.

Иногда и взрослому хочется ударить подобную куклу. Не стесняй­тесь, выразите свои чувства, и вы сами увидите, насколько спокойнее и легче станет у вас на душе.

«БУДУЩИЕ ЧЕМПИОНЫ»

Многие дети в будущем мечтают стать великими спортсменами, чемпионами мира и олимпийских игр. Чтобы эта мечта сбылась, надо много тренироваться. Например, будущие боксеры должны иметь хороший удар. Предложите детям «потренировать» их. Для этого вам, понадобится что-то большое и мягкое: подушка, диванный пуфик, перина и т. п. Будущий боксер как можно сильнее бьет по своей мишени, стараясь, чтобы его удар попадал точно в цель. Для этого в центре подушки можно прикрепить бумажную мишень.

Это упражнение позволяет ребенку в игровой форме выместить на неодушевленном предмете свои агрессивные чувства, ощутить «энергию своего кулака».

«ПРОРВИ КРУГ»

Эта игра предназначена для группы детей. Участники стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Водящий должен с разбегу разорвать круг и оказаться внутри его. После игры можно провести обсуждение того, как чувствовали себя участники, находясь вне общего круга и в кругу.

Игра способствует двигательному раскрепощению детей и формированию чувства сплоченности и включенности в группу.

«ЛИПУЧКА» (АВТОРЫ Е. К. ЛЮТОВА, Г. Б. МОНИНА)

Участники игры бегают по комнате под веселую, быструю музыку. Двое водящих, держась за руки, пытаются поймать убегающих участ­ников игры. При этом они приговаривают: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя поймать!». Каждого пойманного участника «липучки» берут за руку, и он тоже становится водящим. Затем они все вместе продолжают ловить в свои сети других. Когда все участники будут пойманы, они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.

Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

Hosted by uCoz