Подвижные
игры, |
«КРУГОВЫЕ
ДВИЖЕНИЯ» (АВТОР Н. Ю.
ХРЯЩЕВА)
Упражнение для группы детей. Лучше, если вначале
число участников
будет небольшим – 5 – 6 человек. Впоследствии, когда дети освоят
принцип игры
и будут легко справляться с ней, их количество можно увеличить.
Все участники становятся в круг. На счет
«раз» каждый из
участников начинает делать какое-либо движение. При этом все остаются
на своих
местах. На счет «два» надо прекратить выполнять свое движение. По
следующему
сигналу ведущего каждый участник должен начать выполнять движение,
которое до
этого делал его сосед слева. Упражнение повторяется до тех пор, пока
движение,
пройдя полный круг, не вернется к своему «автору».
Нередко уже при первых переходах участники
игры начинают
ошибаться. В этом случае ведущий останавливает игру и вместе с детьми
обсуждает,
где и в каком месте возникла ошибка. После этого упражнение
возобновляется.
Когда движения участников прошли полный круг, дети обсуждают, какие
искажения
были внесены в их первоначальные движения.
Это упражнение не только способствует
физическому раскрепощению
участников группы, но и позволяет повысить уровень взаимопонимания
детей в
процессе общения.
«РАЗБЕЙ
БАШНЮ» (АВТОР Ш. СЭЙКС)
Для этой игры нам понадобятся большие
пластмассовые или
деревянные кубы, цилиндры, конусы и т. п. Ребенок строит из этих
деталей башню
и сажает или ставит на самом верху небольшую куклу. Эта кукла
символизирует
объект агрессии – того человека, по отношению к которому ребенок в
настоящий
момент испытывает негативные чувства. Ребенок должен назвать, кого он
видит в
роли этой куклы. На следующем этапе упражнения ребенок разбивает башню
каким-либо мягким (!) предметом (тряпичным мячом или подушкой),
сопровождая
свои действия словами, выражающими агрессивные чувства. Например: «Я
рассержен
на сестру Таню за то, что она...» и т. п. Взрослый, отвечая ребенку,
отражает
содержание и особенности его переживаний. Например: «Да, ты всегда
сердишься на
сестру, когда она...».
Это упражнение дает ребенку возможность
адекватно выразить
свои эмоции и снизить интенсивность негативных чувств, которые он
испытывает.
Постройка башни дает ребенку ощущение возможности контролировать
травмирующую
ситуацию и самому справляться с ее разрешением.
«КУКЛА
БОБО»
Агрессивные чувства у ребенка с течением
времени могут
накапливаться, но потом, когда ребенку удается выразить свою агрессию,
он сразу
становится более спокойным и уравновешенным. Если дать ему возможность
выместить агрессию на каком-либо безопасном предмете, часть проблем,
связанных
с агрессивным поведением школьника, будет решена. Для этой цели можно
использовать
специальную куклу – «мальчика для битья», которую психологи называют
кукла
Бобо. Эту куклу вы не найдете ни в одном магазине, поэтому придется
изготовить
ее дома. Куклу Бобо можно сделать из подушки или мягкого поролонового
валика,
пришив руки и ноги и нарисовав или нашив лицо – глаза, нос и рот. Такую
куклу
ребенок может спокойно бить и пинать, не боясь причинить ей вреда. Это
поможет
ему выразить накопившиеся негативные чувства. Безболезненно выразив
свою
агрессию, ребенок становится более спокойным в повседневной жизни, в
реальном
общении со сверстниками и друзьями.
Иногда и взрослому хочется ударить подобную
куклу. Не
стесняйтесь, выразите свои чувства, и вы сами увидите, насколько
спокойнее и
легче станет у вас на душе.
«БУДУЩИЕ
ЧЕМПИОНЫ»
Многие дети в будущем мечтают стать великими
спортсменами, чемпионами мира и олимпийских игр. Чтобы эта мечта
сбылась, надо
много тренироваться. Например, будущие боксеры должны иметь хороший
удар.
Предложите детям «потренировать» их. Для этого вам, понадобится что-то
большое
и мягкое: подушка, диванный пуфик, перина и т. п. Будущий боксер как
можно
сильнее бьет по своей мишени, стараясь, чтобы его удар попадал точно в
цель.
Для этого в центре подушки можно прикрепить бумажную мишень.
Это упражнение позволяет ребенку в игровой форме выместить на неодушевленном предмете свои агрессивные чувства, ощутить «энергию своего кулака».
«ПРОРВИ
КРУГ»
Эта игра предназначена для группы детей.
Участники стоят в
кругу, крепко взявшись за руки. Водящий должен с разбегу разорвать круг
и
оказаться внутри его. После игры можно провести обсуждение того, как
чувствовали себя участники, находясь вне общего круга и в кругу.
Игра способствует двигательному раскрепощению
детей и формированию
чувства сплоченности и включенности в группу.
«ЛИПУЧКА»
(АВТОРЫ
Е. К. ЛЮТОВА, Г. Б. МОНИНА)
Участники игры бегают по комнате под веселую,
быструю
музыку. Двое водящих, держась за руки, пытаются поймать убегающих
участников
игры. При этом они приговаривают: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя
поймать!». Каждого пойманного участника «липучки» берут за руку, и он
тоже
становится водящим. Затем они все вместе продолжают ловить в свои сети
других.
Когда все участники будут пойманы, они под спокойную музыку танцуют в
кругу,
держась за руки.