Игры и
упражнения, |
«ВЫСВОБОЖДЕНИЕ
ГНЕВА» (АВТОР К.
РУДЕСТАМ)
Для этого упражнения нам понадобится
какой-нибудь мягкий
предмет (подушка, кресло, пуфик, одеяло и т. п.). Пусть ребенок
наносит удары
по этому предмету. Удары должны быть сильными, но наноситься
расслабленной
рукой или каким-либо предметом: палкой, пластиковой выбивалкой,
ракеткой для
игры в бадминтон и т. п. В нанесение удара должно включаться все тело,
при этом
можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.
Это упражнение помогает сместить агрессию
ребенка на
неодушевленный объект. Чтобы сделать упражнение более естественным,
можно
предложить школьнику «помочь родителям» и выбить пыль из одеяла или
подушки.
«РАЗРЫВАНИЕ
БУМАГИ»
Для этой игры понадобятся старые газеты или
журналы. Детям
предлагается разорвать их на мелкие кусочки, размер которых значения не
имеет.
Дети бросают обрывки бумаги в общую кучу, а после того как вся бумага
будет
порвана, начинают подбрасывать обрывки в воздух, обсыпая ими друг
друга. После
проведения этого упражнения дети обсуждают, что чувствует человек,
когда дает
выход своей энергии.
«БРЫКАНИЕ»
(АВТОР М. И. ЧИСТЯКОВА)
Ребенок ложится на спину на ковер, его ноги
свободно
раскинуты. Он начинает медленно брыкаться, всей ногой касаясь пола.
Брыкание
осуществляется поочередно то левой, то правой ногой. Сила и скорость брыкания
постепенно увеличиваются. При
каждом брыкание ребенок громко произносит слово «Нет!» –
увеличивая
интенсивность ударов.
Игра позволяет снять эмоциональное напряжение,
связанное с
накоплением гнева, и способствует расслаблению мышц спины, ног и
корпуса.
«МАЛЕНЬКОЕ
ПРИВИДЕНИЕ» (АВТОРЫ Е.К. ЛЮТОВА, Г.Б. МОНИНА)
Дети играют роль маленьких добрых привидений,
которым
захотелось похулиганить и попугать друг друга. Привидения летают по
комнате,
гудят и ухают. По сигналу ведущего звуки, которые издают привидения,
становятся то громче, то тише.
Игра позволяет выплеснуть в приемлемой форме
накопившийся
агрессивного ребенка гнев.
«НАРИСУЙ
СВОЙ ГНЕВ»
Ребенку предлагается нарисовать на листе бумаги
событие или
человека, на которого он когда-либо сильно сердился. После рисования
дети
обсуждают, что в той ситуации произошло, что можно было бы сделать,
чтобы
избежать ссоры и вспышки гнева, как лучше было бы урегулировать эту
ситуацию.
После обсуждения детям предлагается нарисовать ту же самую ситуацию в
новом
виде. Далее участники группы вновь обсуждают, как изменилось отношение
к
ситуации, какие чувства она вызывает теперь.
БЕСЕДА
«КАК ПРАВИЛЬНО ДРУЖИТЬ» (АВТОР Н. А. ПАВЛОВА)
В ходе этой беседы дети обсуждают приемы и
правила, которые
помогут им общаться без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются
самими
детьми и оформляются в «Правила
дружбы», которые затем вывешиваются в классе или дома, в
уголке
ребенка. В процессе беседы дети могут сформулировать и «Правила
игры».
РОЛЕВОЕ
ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ
Для разыгрывания по ролям детям 7 – 10 лет можно
предложить
следующие ситуации:
·
ты долго
работал и
отлично выполнил домашнее задание, но когда вернулся с прогулки домой,
увидел,
что маленькая сестренка пролила на твою открытую тетрадь ярко-зеленую
краску;
·
твои
одноклассники
решили подшутить над тобой и положили на твой стул острую кнопку, а ты
на нее
сел;
·
ты не
справился с
заданием и попросил одноклассника помочь тебе, а он сказал, что у него
сейчас
другие дела.