Агрессивность и причины ее возникновения |
Агрессивность
– довольно распространенное явление среди детей младшего школьного возраста. Часто мы наблюдаем 7
– 10-летних
детей, которые задирают друг друга по малейшему поводу, а то и вступают в драку, изо всех сил нападая на своих
соперников,
которые еще несколько минут назад были их друзьями. При этом в младшем
школьном
возрасте детские ссоры не обязательно всегда заканчиваются дракой. В
отличие от
дошкольников, дети 7 – 10 лет способны демонстрировать вербальную
агрессию, «уничтожая» своего
соперника с помощью слов. Во всех этих
случаях мы имеем дело с
проявлениями детской агрессивности.
Агрессивность – это черта личности,
определяющая осознанное, имеющее под собой какую-либо причину
деструктивное
поведение, противоречащее нормам и правилам взаимодействия людей,
наносящее
вред объектам нападения (как одушевленным, так и неодушевленным),
приносящее
физический вред людям (отрицательные переживания, состояния страха,
напряженности, подавленности и т.д.).
Агрессивность как черта личности может быть
характерна и для мальчиков, и для девочек. Если в дошкольном возрасте
агрессия
может в равной степени вымещаться как на неодушевленные (игрушки,
вещи), так и
на одушевленные (люди, домашние животные) объекты, то у младших
школьников, как
правило, агрессивные проявления направлены
на нанесение физического
или морального
вреда живому существу. Школьники
могут обижать взрослых, своих сверстников и детей более младших
по возрасту,
а также животных. Агрессия может проявиться в результате
различных межличностных взаимодействий, провокаций, возникающих в процессе общения,
но иногда она проявляется и без видимой причины. Так, маленькие
живодеры
начинают бить палкой собаку, тянуть за хвост кошку, выдирать перья из
хвоста
пойманной птицы, т. е. проявляют агрессию в отношении тех объектов,
которые не
наносят, да и не могут нанести им вреда. Но в любом случае, даже если
на первый
взгляд причина агрессивности у ребенка не видна, агрессия появляется
не на
пустом месте. Всегда существуют некоторые внутренние обстоятельства,
обусловливающие появление этих негативных реакций в поведении ребенка,
поэтому, прежде чем пытаться корректировать агрессивное поведение
младшего
школьника, давайте попробуем вместе разобраться в причинах его
появления.
Нередко агрессивность ребенка является формой
протеста против действий и отношения к нему взрослых. Подумайте,
достаточно ли
вы уделяете времени своему ребенку, часто ли ругаете его, являетесь ли
объективным, наказывая? Может быть, ребенок ощущает недостаток вашего
внимания
и пытается привлечь его любыми доступными ему средствами? Подумайте и о
том,
как вы ведете себя по отношению к ребенку, часто ли кричите и
наказываете его.
А может быть, в вашем доме постоянно возникают ссоры? Ведь когда вы
ссоритесь и
ругаетесь с кем-нибудь, вы тоже проявляете агрессивность. «Если мама и
папа
ведут себя так, значит, и я тоже могу делать это!» — думает ребенок,
ведь в
детском возрасте значительная часть его поведения основана на механизме
подражания. Отождествляя себя с тем, кого он любит и уважает (а в
школьном
возрасте это, как правило, родители и учителя), стараясь быть таким же,
как
этот человек, ребенок начинает подсознательно копировать образцы и
способы его
поведения, взаимодействия с другими людьми.
Кроме того, научно обосновано существование
связи между
проявлением у ребенка агрессивности и стилем его воспитания в семье.
Так,
доказано, что если родители проповедуют авторитарное воспитание, строго
наказывают ребенка за любое непослушание и любое проявление упрямства, ребенок начинает скрывать свой
гнев в присутствии родителей и вымещает его
на более «слабые» объекты (младших детей, животных и т. п.).
Попустительское
отношение к ребенку, когда родители непоследовательны в своем
отношении и требованиях
к нему, мало уделяют малышу внимания, также приводит к появлению
агрессивных
черт. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, стремятся во что бы то ни
стало
привлечь к себе внимание взрослого, нередко используя для этого
агрессивное
поведение. Аналогичная причина проявления агрессии наблюдается и у
детей, чьи
родители не уверены в себе, склонны во всем уступать и потакать своему
ребенку.
Такие дети, помимо привлечения к себе внимания, используют агрессию
для того,
чтобы добиться от родителей выполнения своих желаний. Ребенок
чувствует, что
при определенных условиях мама и папа выполнят все его требования, что
он
всегда может начать капризничать или рассердиться на родителей, повлияв
тем
самым на характер принимаемого ими решения: купить или не купить
игрушку,
разрешить или не разрешить смотреть телевизор и т. п. Поэтому для того,
чтобы
определить причины появления агрессивного поведения своего ребенка,
необходимо,
прежде всего, определить, а не сами ли мы провоцируем у ребенка
подобное
поведение, попытаться разобраться в себе и при необходимости изменить
характер
взаимодействия с ребенком.
Огромное значение для формирования агрессивных
проявлений
имеет популярность ребенка в среде сверстников. В младшем школьном
возрасте для
получения признания и популярности в детской группе особое значение
имеют
интеллектуальное развитие ребенка, его физическое развитие и сила (для
мальчиков), привлекательный внешний вид и красивая одежда (для
девочек),
умение придумать и организовать какое-нибудь дело или игру. Если
ребенок
чувствует, что другие дети отвергают его и не признают его авторитет,
что он не
может с помощью адекватных средств обеспечить себе желаемое положение в
классе
или дворовой компании, он стремится другими путями завоевать лидерские
позиции,
расчищая себе «место под солнцем» с помощью кулаков. Его агрессивное
поведение
может быть следствием переживаний, связанных с обидой, нанесенной
другими
детьми. Оно возникает в ситуациях общения с ними и направлено против
того,
кого ребенок считает причиной своих неудач.