Агрессивность и причины ее возникновения

Агрессивность – довольно распространенное явление среди детей младшего школьного возраста. Часто мы наблюдаем 7 – 10-летних детей, которые задирают друг друга по малейшему поводу, а то и вступают в драку, изо всех сил нападая на своих соперников, которые еще несколько минут назад были их друзьями. При этом в младшем школьном возрасте детские ссоры не обязательно всегда заканчиваются дракой. В отличие от дошкольников, дети 7 – 10 лет способны демонстрировать вербальную агрессию,   «уничтожая» своего соперника с помощью слов. Во всех этих случаях мы имеем дело с проявлениями детской агрессивности.

Агрессивность – это черта личности, определяющая осознанное, имеющее под собой какую-либо причину деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам взаимодействия людей, наносящее вред объектам нападения (как одушевленным, так и неодушевленным), приносящее физический вред людям (отрицательные переживания, состояния страха, напряженности, подавленнос­ти и т.д.).

Агрессивность как черта личности может быть характерна и для мальчиков, и для девочек. Если в дошкольном возрасте агрессия мо­жет в равной степени вымещаться как на неодушевленные (игрушки, вещи), так и на одушевленные (люди, домашние животные) объекты, то у младших школьников, как правило, агрессивные проявления направлены   на  нанесение  физического  или   морального  вреда живому существу.  Школьники  могут обижать взрослых, своих сверстников и детей более млад­ших по возрасту, а также животных. Агрессия может проявиться в результате  различных межличностных  взаимодействий,  провокаций, возникающих в процессе общения, но иногда она проявляется и без видимой причины. Так, маленькие живодеры начинают бить палкой собаку, тянуть за хвост кошку, выдирать перья из хвоста пойманной птицы, т. е. проявляют агрессию в отношении тех объектов, которые не наносят, да и не могут нанести им вреда. Но в любом случае, даже если на первый взгляд причина агрессивности у ребенка не видна, аг­рессия появляется не на пустом месте. Всегда существуют некоторые внутренние обстоятельства, обусловливающие появление этих негатив­ных реакций в поведении ребенка, поэтому, прежде чем пытаться кор­ректировать агрессивное поведение младшего школьника, давайте по­пробуем вместе разобраться в причинах его появления.

Нередко агрессивность ребенка является формой протеста против действий и отношения к нему взрослых. Подумайте, достаточно ли вы уделяете времени своему ребенку, часто ли ругаете его, являетесь ли объективным, наказывая? Может быть, ребенок ощущает недостаток вашего внимания и пытается привлечь его любыми доступными ему средствами? Подумайте и о том, как вы ведете себя по отношению к ребенку, часто ли кричите и наказываете его. А может быть, в вашем доме постоянно возникают ссоры? Ведь когда вы ссоритесь и ругае­тесь с кем-нибудь, вы тоже проявляете агрессивность. «Если мама и папа ведут себя так, значит, и я тоже могу делать это!» — думает ребенок, ведь в детском возрасте значительная часть его поведения основана на механизме подражания. Отождествляя себя с тем, кого он любит и уважает (а в школьном возрасте это, как правило, родители и учителя), стараясь быть таким же, как этот человек, ребенок начина­ет подсознательно копировать образцы и способы его поведения, взаи­модействия с другими людьми.

Кроме того, научно обосновано существование связи между прояв­лением у ребенка агрессивности и стилем его воспитания в семье. Так, доказано, что если родители проповедуют авторитарное воспитание, строго наказывают ребенка за любое непослушание и любое проявле­ние упрямства,  ребенок начинает скрывать свой  гнев в присутствии родителей и вымещает его на более «слабые» объекты (младших детей, животных и т. п.). Попустительское отношение к ребенку, когда роди­тели непоследовательны в своем отношении и требованиях к нему, мало уделяют малышу внимания, также приводит к появлению агрессивных черт. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, стремятся во что бы то ни стало привлечь к себе внимание взрослого, нередко используя для этого агрессивное поведение. Аналогичная причина проявления агрес­сии наблюдается и у детей, чьи родители не уверены в себе, склонны во всем уступать и потакать своему ребенку. Такие дети, помимо при­влечения к себе внимания, используют агрессию для того, чтобы добиться от родителей выполнения своих желаний. Ребенок чувствует, что при определенных условиях мама и папа выполнят все его требования, что он всегда может начать капризничать или рассердиться на родителей, повлияв тем самым на характер принимаемого ими решения: купить или не купить игрушку, разрешить или не разрешить смотреть телевизор и т. п. Поэтому для того, чтобы определить причины появления агрессивного поведения своего ребенка, необходимо, прежде всего, определить, а не сами ли мы провоцируем у ребенка подобное поведение, попытаться разобраться в себе и при необходимости изменить характер взаимодействия с ребенком.

Огромное значение для формирования агрессивных проявлений имеет популярность ребенка в среде сверстников. В младшем школьном возрасте для получения признания и популярности в детской группе особое значение имеют интеллектуальное развитие ребенка, его физическое развитие и сила (для мальчиков), привлекательный внешний вид и красивая одеж­да (для девочек), умение придумать и организовать какое-нибудь дело или игру. Если ребенок чувствует, что другие дети отвергают его и не признают его авторитет, что он не может с помощью адекватных средств обеспечить себе желаемое положение в классе или дворовой компании, он стремится другими путями завоевать лидерские позиции, расчищая себе «место под солнцем» с помощью кулаков. Его агрес­сивное поведение может быть следствием переживаний, связанных с обидой, нанесенной другими детьми. Оно возникает в ситуациях обще­ния с ними и направлено против того, кого ребенок считает причиной своих неудач.

Таким образом, причины агрессивности ребенка младшего школьного возраста могут быть различны, но все они обусловлены наличием дискомфорта и противоречий во внутреннем, психологическом мире ребенка, отсутствием в нем некоторой стабильности и уверенности в себе, внутренним ощущением собственной неполноценности. Безусловно, если вы все чаще стали замечать у ребенка появление вспышек гнева и агрессивное поведение, необходимо попытаться проанализировать причины этого, выявить трудности, которые испытывает ребенок в общении со сверстниками и взрослыми, а затем корректировать их, формируя недостающие коммуникативные умения и навыки.

Hosted by uCoz